Арион - журнал поэзии
Арион - журнал поэзии
О журнале

События

Редакция

Попечители

Свежий номер
 
БИБЛИОТЕКА НАШИ АВТОРЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОДПИСКА КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ


Последнее обновление: №1, 2019 г.

Библиотека, журналы ( книги )  ( журналы )

АРХИВ:  Год 

  № 

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
№1, 2009

Марина Бирюкова

ТЯЖЕЛАЯ НАУКА


. . .


Не может быть урока проще:
научит, если подобрать,
любой листок в осенней роще
меня науке умирать —


чтоб я себя преображала
освобождаемым огнем
и малодушья избежала
при угасании своем.


Тепла земля, хрустальна муха,
зеркальна черная река,
и тяжелейшая наука
пока обманчиво легка.


Пока еще не умираю,
хотя уже вполне живу —
живу, брожу и подбираю
и возвращаю на траву.


. . .


...поскольку несла за потерей потерю,
все время себе укрепленья искала,
и это нашла. И теперь уже верю,
что в северной речке белье полоскала.


Собор пятиглавый река отражала,
кормились рябиною серые птахи,
а я в купола и кресты погружала
свои полотенца, штаны и рубахи,


вдыхала, собор на куски разбивая,
нездешнюю свежесть и едкое мыло...
О том, чего не было, память живая —
слабей ли того, что, к несчастию, было?


. . .


Я однажды вышла в поле
перед тихою рекой
и вошла по высшей воле
в неожиданный покой,


и судьбе своей дивилась
совершенно как чужой...
Кратковременная милость
неготовою душой


не использована толком,
не забыть бы, что была —
на закате летнем долгом,
за сараями села.


. . .


До самой Казанской стояло тепло,
под палой листвою трава зеленела,
блаженное облако небом текло,
и радостно было, и не было дела


до старости близкой. А что же теперь?
Порывами зыблемы светлые кроны,
зеленою краской покрашена дверь
часовни во имя Казанской иконы.


Простая икона — лицо и дитя,
простая история — близкая старость,
сознанье, что мало осталось, хотя —
не так ведь и мало, на деле, осталось!


Хотя бы совсем ничего впереди —
ужель не довольно одной только этой
часовни с Казанской иконой среди
осиновой рощи сырой и раздетой?..


. . .


Закат луны... За голый лес
под голоса ворон сходило
с белесых утренних небес
багрово-желтое светило.


Я увидала это вдруг —
когда оно стояло низко,
а воронье неслось вокруг
большого тлеющего диска.


Потом луна, меняя цвет,
зашла за кроны вековые...
Прожив на свете столько лет,
я это видела впервые.


НАСЕКОМОЕ СТАРОГО САДА


1.
Я осталась на даче одна
и с утра уже многому рада:
солнце осени, стекла окна,
насекомое старого сада.


Измеряя железный карниз
в паутине, листве и помете,
насекомое пятится вниз...
Я люблю его. Вы ль не поймете,


почему не владела душой
к ней самой же незрячая жалость:
я любовью своей небольшой,
недостойной Творенья держалась.


2.
Насекомое сил лишено,
и осеннее солнце едва ли
отогреет его, и окно
с понедельника не открывали.


Завершает судьба к ноябрю
непростое свое поученье,
я невесело благодарю...
Но когда еще это значенье


обретала ничтожная тварь,
насекомое старого сада,
насекомое, певшее встарь
за кустом, где трава и ограда?..


3.
Это время иного письма,
если стукнула осень калиткой,
и сады прометала зима
сумасшедшею белою ниткой,


если стайка лукавых синиц
(вы кормить бы их, думаю, стали)
посетила железный карниз
за большими нагими крестами,


если стало известно о том,
что под бурым ковром листопада,
под надежным зеленым листом
насекомое старого сада...


. . .


В ящики плотно уложена свекла,
маленький погреб закрыт на засов,
влажными стали оконные стекла,
кончилось время для старых часов.


Мною оставлены астры живые
там, где крестами чернеет семья...
Кончилось некое время — впервые
жизнь свою вижу как будто не я.


Все наконец-то мне стало понятно,
всех как себя понимаю теперь...
Солнца нежданного желтые пятна,
старая верная черная дверь.


Рядом часы — а они замолчали...
Что за долги еще здесь у меня?
Что я обязана сделать в начале
нового времени, краткого дня?


. . .


Я поняла еще во сне,
что наяву произошло,


а наяву осенний снег
сошел на сонное село.


А если поле, и гора,
и все дворы уже в снегу,
то в мире больше не вчера,
и я иначе жить могу.


Увидеть снег хочу, и вот —
две шторы в стороны... Увы —
все тот же черный огород,
ледок, навоз, копна ботвы...


Иною стать надежды нет!
...Но что тогда со мной во сне
произошло, и что за свет
как первый снег теперь во мне?


. . .


Свежий снег на самом деле
удивительно пушист,
на заре крылом задели
темно-рыжий крепкий лист.


Он лежит на синем, белом,
золотом сухом снегу...
Мне пора заняться делом,
я теперь уже смогу


что-то сделать с этим солнцем,
снегом, деревом, листом,
с ярким ситцем за оконцем,
за серебряным кустом...


По сугробу цепь отметин —
той сороки, верно, след...
Что хочу я сделать с этим —
описать? Не знаю. Нет.


. . .


Кабы не падавший сутками снег,
кабы не эти глухие сугробы —
вряд ли удался бы смелый побег,
прошлое быстро меня догнало бы.


Не из больших он, однако, удач,
не сорвала бы я с горла аркана,
кабы не оттепель, кабы не грач,
кабы не дерево в каплях тумана.


Стало быть, я у беды на виду,
я оторвусь от нее понемногу...
Кабы не дерево в белом цвету —
я бы теперь потеряла дорогу.


Темные яблоки в каплях дождя,
прошлые беды — непрошлые годы...
Тихо войду в листопад, перейдя
линию фронта, границу свободы.


. . .


Горел фонарь. Пробило шесть.
В косом неправильном кругу,
как невоспринятая весть,
перо лежало на снегу.


Светало, растворяя круг,
блестел и тек туман окна,
и я почувствовала вдруг,
что эта весть была важна,


и что она была — душе,
и что она пришла, когда —
еще я плакала? Уже
спала? Вина ль моя, беда —


никем не принятая весть
легла на талый снег пером,
и я кружу своим двором,
и все, что знаю: вести есть.


. . .


Кончается январь,
своей железной клетки
не смог нагреть фонарь,
что озаряет ветки


и кирпичи стены;
вокруг него предметы
тепло озарены,
при этом не согреты.


. . .


В асфальте выбоина; в ней
немного влаги грязной, талой,
но много ль надо птахе малой?
Вполне доволен воробей.


А небо нынче в облаках,
а тополя пустили смолку...
С пахучей веточкой в руках
брожу по городу без толку


и забываю про свою
вину-беду-судьбу-дорогу,
и понемногу, понемногу
уподобляюсь воробью.


. . .


Сирота с поднебесья, смешной завиток,
потерявши последнее птичье тепло,
обнадежив дощатый настил и песок,
на зеркальную воду у борта легло,
у пятнистого борта чужого ведра...
Я свидетель сему — нисхожденью пера,
что лежало поверх отраженных небес,
но зачем одиночеству столько чудес?


Чтоб кормить ими душу? Не будет сыта!
Отражается в мелкой воде высота,
покидает горячую птицу перо...
Стану в письмах своих я рассказывать про


чудеса, что зачем-то на каждом шагу,
только в письмах к тебе я про них и могу.


 


  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 >>
   ISSN 1605-7333 © НП «Арион» 2001-2007
   Дизайн «Интернет Фабрика», разработка Com2b