Арион - журнал поэзии
Арион - журнал поэзии
О журнале

События

Редакция

Попечители

Свежий номер
 
БИБЛИОТЕКА НАШИ АВТОРЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОДПИСКА КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ


Последнее обновление: №1, 2019 г.

Библиотека, журналы ( книги )  ( журналы )

АРХИВ:  Год 

  № 

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
№3, 1999

Алексей Пурин

РИМСКИМ ЛЕТОМ


Новый свет


Князь Лев Сергеич Голицын
шампанский завод в Крыму
построил. Повеселиться
царь приплывал к нему.
На яхте. В крахмальном кителе.
С супругою и детьми...
Любящие родители
С милыми дочерьми!..


Недалеко от Ливадии -
что ж!.. И изо дня в день :
о водах, о грязях, о радии
курортная дребедень.
И гребля. И чтенье Лейкина.
Купальники. "Бим" и "Бом".
И пойманная уклейка,
трепещущая серебром...


Вот так же и мы с тобою,
уткнувшись в мокрый журнал,
огромное, голубое,
бунтующее у скал
не замечаем море. ..
А уж скала не та,
с которой в тютчевском споре
не сделалось ни черта.
. . .
Какой-то то ли мох, то ли лишайник
бежит с откоса, вставленный в ошейник
борея, - к морю, вниз, к седым валам
залива. Пароход пыхтит, как чайник,
на горизонте - или как кофейник ,
в котором кофе с Крымом пополам.


Во мраке Карадаг на носорога
похож. И щебетовская дорога
извилистой желтеет полосой.
Слепящим шаром ставшая, как Шива,
пылит вдали, скользя, автомашина,
отбрасывая в горы луч косой.


Мы выйдем к морю. Бархатная пена
дробится о базальтовые стены -
и отступает, шумно и легко.
И ночь, тысячекрылая химера,
твердит векам гекзаметры Гомера,
а рифмы звезд гремят невысоко.


Цветет миндаль. Другого места в мире
нельзя найти, где пристальней и шире
бессмертная становится душа, -
сквозной прохладой вечности объята,
на ужас европейского заката
глядит она, ясна и хороша.
. . .
Праздного лета дворы проходные и скверы,
рыхлый сорбент отработанных крон и фасадов...
Столь неподвижен под слоем морщинистой серы
мир, что сгодятся слова "Глазунов" и "Асадов"
для описанья идиллии в Невском районе:
облые дети и стеганый дядя в халате...
Вот оно, наше бессмертие, боже мой!.. Кто не
очень доволен - спроси их: с какой это стати?


Что намечтали себе?.. Ну а, хоть меня режь, я
пальцем не двину, попав в эту патоку, словно
умерли или уехали на побережья
Мертвого моря желания все поголовно...
Всем подавай световые эффекты и страсти,
гибель Помпеи и статуи в полупаденье, -
я же согласен на липко-сиропное счастье,
мне и такой идиотский июль - загляденье.
. . .
Сад пахнет марлей. След
уже затерян лета.
Возьми любой предмет -
лишь отсвет, лишь примета.


И киноаппарат
уместней был бы тут:
как целлулоид, сад
скользит, сквозит - везут


в нем сквозь бумажный снег
немых героев льдин...
Клыки сточивший век
бледней любых Ундин!


Что горше - сбор, посев?..
Позор гниющих астр.
Веслодержащих дев
смертельный алебастр...


Где шершень, жук, оса?
Пустые терны гнезд...
Трамвай, закрыв глаза,
Перелетает мост.


Вот выездной урок
ботаники, мой друг:
короче строчки срок,
и энный Рим из рук


спешит - нельзя сберечь.
И всё. И насовсем.
И все... И только речь -
неверный наш Эдем.
. . .
Как хорошо в грачином холоде
андреебеловской Москвы -
в распетушенности и молодости,
так отрезвляющей умы,


за травянистый Новодевичий
или на Чистые Пруды
уйти - чтоб оценить Малевича
аляповатые холсты.


Чтобы вдохнуть московский утренний
морозный воздух молодой
над отраженно-перламутровой
речною-облачной водой.


Чтобы додуматься до истины,
которой не было и нет -
ни в птичьем посвисте и присвисте,
ни в трепыхании планет.


Чтоб под деревьями пернатыми
понять: все это - легкий грим,
и только пляшущие атомы
умело спрятаны под ним.
Лето 1976
. . .
Летящая архитектура времен диктатуры -
дуги безумных арок, циклопические ворота.
И тогда был балет в цене - напоминают фигуры
балерин эти сверстницы чкаловского перелета.


С плоских крыш активисты разбрасывали листовки,
на огромном балконе немел знаменитый поэт...
Когда на гимнастерки интеллигенты сменили толстовки,
стали легче предметы, постепенно сходя на нет.


О, янтарно-рубиновый воздух столетья! От крови
все багрово в меркнущем ноябре...
И, мерцая с экрана, пела Утесову и корове
Орлова арийские арии... О добре


и зле от отцов наследуется ли понимание -
или жизнь подобна щекочущему дождю?..
И уже, обезьянничая, Германия
орала: "Слава вождю!"


Аркадия


Триумфальный словарь - тополя трехэтажные, арки...
Аух ихь вар геборен на гребне Четвертого Рима -
в парикмахерской, где после волжско-дунайской пропарки
бреют Веспасиана, угрюмо на нас, нелюдимо,
ненавистно глядящего... Вечнозеленого "Шипра"
горький запах, козлиный напев - Ифигения, Федра...
Где смывает "ура" уроженку ажурного Кипра -
и Амуры нещедро
проницают сердца... Где тяжелые плавают слепки
бронзолиственной музыки - краснознаменной удавки...
Где стоит футболист загипсованный - в майке и кепке,
и казарменный шар - на подставке...
Две пятерки срослись с единицей рублевой, с девяткой,
и, к терновой пшенице, не знают, прижаться ли, к вербе
царскосельской?.. Ах, Фридрих, и я из Аркадии - падкой
рокотать в репродукторах рыком оваций: "Ихь штербе!"
. . .
Среди всеобщего безумия
и романтического смрада
душа, мучительная мумия,
еще звучащим крохам рада.


Пусть нас обманут с воскресением,
пусть жизнь - мишень в грошовом тире,
но летом кажется спасением
прохлада в блоковской квартире.


Сыграй-ка паиньку для папочки -
заученную роль сынишки:
надень концлагерные тапочки,
взгляни на умершие книжки!


Все ритмы в этом доме пропиты,
пропитаны все рифмы прахом...
Что нам с тобой осталось - опыты
соединенья "оха" с "ахом"?


Сличений знойное сокровище?
(И я ль не знаю жадный жар его!)
Но каждый новый Блок - чудовище,
которое кошмарней старого.


Трамвай


Не трамвай - эрмитажный подвал:
все пороки, весь пыл, все величье -
вот Аврелия мудрый овал,
вот Вителлия олово бычье,
вот Бальбин Антиною орет,
в спертом воздухе липкий, как тесто:
"Что расселся, патлатый урод,
уступи инвалидное место!"
Соболезнуют шумно вокруг,
как в античной трагедии, бабки.
Роковые скрещения рук,
сумки, сетки, портфели и папки...


Но уж если гроза за окном,
смотрим в сумрак, притихшие - чт┬о там?
Пахнет морем и прелым сукном,
римским летом и воинским потом...
Не вода ли, по стеклам слезясь,
не внезапная ль искра озона
проясняют незримую связь -
вне любого земного резона?
Несмотря на различие вер
и на то, что тут каждый - антоним,
мы прикованы к веслам галер -
и все вместе, конечно, утонем.
. . .
Ну, выпей пива - полегчает,
и мир покажется живым.
Пусть Мойка лодочку качает
проточным бризом дрожжевым.


Не хуже здесь, чем в Амстердаме.
И даже лучше, может быть, -
хоть акварель в гранитной раме
все в море пробует уплыть.


Я, вместе с островом, отъеду...
Что ж, жить - такая ж благодать,
как вон тому велосипеду
в след шины шиной попадать...


Пиши роман, торгуй водярой,
люби сварливую жену...
а я за мир, простой и старый,
еще откупорю одну.


  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 >>
   ISSN 1605-7333 © НП «Арион» 2001-2007
   Дизайн «Интернет Фабрика», разработка Com2b