Арион - журнал поэзии
Арион - журнал поэзии
О журнале

События

Редакция

Попечители

Свежий номер
 
БИБЛИОТЕКА НАШИ АВТОРЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОДПИСКА КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ


Последнее обновление: №1, 2019 г.

Библиотека, журналы ( книги )  ( журналы )

АРХИВ:  Год 

  № 

ПОРТРЕТЫ
№3, 1997

Глеб Шульпяков

СЮЖЕТ ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ
Однажды некий картограф, современник Брейгеля, весьма точно заметил: "Трагизм сюжета в его картинах как будто приглушен пейзажем, который скрашивает своим великолепным равнодушием драму человеческих отношений".

То же самое - с поправкой в четыреста лет - можно сказать и о поэзии Гандлевского.

Четыре века - срок для пейзажа ничтожный. Что же касается художественной преемственности, здесь мы имеем дело с ее замечательной способностью мигрировать в жанрах: недаром мы так часто называем художественные полотна поэтичными, а стихи - живописными:

С улицы вливается в квартиру
Чистая голландская картина -
Воздух пресноводный и сырой.
Зимнее свеченье ниоткуда,
Конькобежцы накануне чуда
Заняты подробною игрой.

Самое частое время года у Гандлевского - зима. Время суток - "лиловые сумерки Брюллова". Горизонт - в том числе и горизонт памяти - находится ниже уровня глаз: как в картине Брейгеля "Охотники на снегу".

Но вот парадокс - самое неустойчивое время суток, мерцающие сумерки, "вбиты" у Гандлевского в самый устойчивый размер: четырех- или пятистопный ямб. Постоянство такого соседства спасает стихотворение от чрезмерной элегичности - или дурной лапидарности, сообщая ему наглядность и неуловимость одновременно. Что, собственно, и должно происходить с пейзажем в стихах. Сумерки, отчетливый скрип снега под ямбическим шагом - вот самый частый эффект гандлевского стихотворения: эффект непосредственного присутствия.

Я знаю не многих поэтов, чей пейзаж был бы так внятно озвучен - громыханием пустой посуды, "припадочной скрипкой Вивальди" или Линдой Браун, не говоря - столь тщательно описан: от пустой пробки, вдавленной в землю, до "ай да сирень в этом мае!". Я знаю не многих поэтов - и Рейн с Ходасевичем в их числе, - в поэзии которых умножение и того, и другого давало бы настолько лирический результат.

Из теперь уже легендарной этой троицы - Гандлевский, Цветков, Кенжеев, вышедшей из "Московского времени", - первый как будто прозаичнее остальных. В стихах Цветкова слишком много напористой лирической риторики; Кенжеев сентиментален и акварелен настолько, что определить точное время и место действия в его стихах зачастую невозможно. И только Гандлевский детально прописывает свой пейзаж: его зрение, помноженное на слух - и внутренний слух в частности, - обладает максимальной резкостью.

И снова парадоксальный эффект: прозаизация гандлевского стихотворения оказывается музыкальным ключом - его стихи обретают скрытую, как подводное течение, мелодию. Иными словами, "две-три ноты в нестройном порядке", о которых твердил Кенжеев, у Гандлевского превращаются в "два-три звука в порядке простом": нота, условный значок, становится звуком - мелодией, которая рождается скорее на стыке настроения поэта и пейзажа перед его глазами, чем на стыке согласных и гласных.

В гандлевской фонотеке, семидесятых годов особенно, множество заимствованных - преемственных - голосов. Но они отнюдь не самостоятельны и не концептуальны, как, скажем, в стихах Льва Лосева. Их функция - в аранжировке мелодии, и только. Вот у Гандлевского звучит Пастернак: "Что ж, зима. Белый улей распахнут. Тихим светом насыщена тьма. Спозаранок проснутся и ахнут, И помедлят и молвят: "Зима". А вот - Мандельштам: "Младенчество! Повремени немного. Мне десять лет. Душа моя жива. Я горький сплав лимфоузлов и Бога - Уже с преобладаньем божества..." Далее - уже речитатив Ходасевича: "Бывают вечера - шатается под ливнем Трава и слышен водосточный хрип. Легко бродить и маяться по длинным Аллеям монастырских лип", и завершают партитуру граммофонные аккорды: "Расцветали яблони и груши", - звонко пела в кухне Линда Браун. Я хлебал портвейн, развесив уши. Это время было бравым". За пределами классической и эстрадной программы остаются лишь интонации поколения дворников и сторожей в стиле Гребенщикова. Вот пример: "Стоит одиноко на Севере диком Писатель с обросшею шеей и тиком Щеки, собирается выть".

В свое время к отряду постмодернистов Гандлевского приписали сразу и безнадежно ошибочно все по той же причине: из-за броской разноголосицы и блестящих парафразов типа "Когда волнуется желтеющее пиво" или "Очарованный странник с пачки "Памира", в то время как и чужие мелодии, и передергивание классиков лишь оттеняли - уравновешивали, снижали пафос пронзительных и серьезных гандлевских строк. Вспомним: "Трудна не боль - однообразье боли", "Грешный светлый твой лоб поцелую", "Молодость ходит со смертью в обнимку", "Было так грустно, как будто бы все это было - Две-три поляны, озера, щербатый паром. Может и было, да легкое сердце забыло", - эти строки настолько бескомпромиссны, что без "граммофонной" аранжировки могут показаться едва ли не штампом: в наше-то время тотального релятивизма!

Но самое замечательное - то, что, собственно, и производит эффект Гандлевского - это абсолютная органичность эстрадного и пронзительного в пространстве его стихов. Только постмодернистам могло прийти на ум в разговоре о нем выуживать из цельных, мелодичных внутри себя текстов фрагменты - и таскать их по своим нуждам. Ибо невозможно определить Гандлевского через цитату - тем более нарочитую: его лиризм и постоянная самоирония настолько неразрывны, что тяготеют не столько к стихотворению целиком, сколько к явлению, которое называется "Сергей Гандлевский". И нет ничего бездарнее, чем "концептуализм", который то и дело вменяли поэту.

Действительно, механизм стихотворения Гандлевского на первый взгляд слишком нагляден, слишком буквально подчиняется законам жанра - элегии, в частности; но - как ни странно - его "изобретение велосипеда" всякий раз убедительно. Поэзия, в сущности, и есть не что иное, как изобретение простых гениальных механизмов - и только манера сборки делает простые вещи неповторимыми. Напрасны мифологические, психологические и богословские изыскания на почве поэзии; всё - от сложного Мандельштама до сложного Ивана Жданова - гораздо проще: море и Гомер здесь по-прежнему движутся любовью.

Вот стихотворение Гандлевского семьдесят шестого года - "Бывают вечера - шатается под ливнем..." - которое я уже упоминал в связи со вспомогательной интонацией Ходасевича в нем. Речь, однако, о другом: перед нами банальнейшая на первый взгляд ситуация - вечер, дождь, монастырские аллеи лип, идеальной своей перспективой располагающие к воспоминаниям - то есть к ретроспективному взгляду в обратную перспективу аллеи жизни, которая, как известно, расширяется. Перед нами герой. Он предается воспоминаниям - что, собственно, ему только и остается у стен монастыря, да еще в грозу. Банальный инвентарь жанра: из сумерек прошлого появляется она плюс-минус детали быта. Вероятно, скорая разлука. Вероятно, меланхолия. Вероятно, традиционная "невеста в стеклянном пиджаке". Но:

Нет, я не о любви, но грустно старожилом
Вдруг ощутить себя. Так долго мы живем,
Что, кажется, не кровь идет по жилам,
А неуклюжий чернозем, -

что совершенно не совпадает с традиционно страдальческим восклицанием элегиков типа "жизнь моя, иль ты приснилась мне" в подобных случаях. Лже-элегия, таким образом, - не о скоротечности, а о тяжелом неподвижном времени, которое высвечивает прошлое скорей по законам сна, нежели памяти, когда сам себя вдруг видишь со стороны: "Я жив, но я другой, сохранно только имя. Лишь обернись когда-нибудь - Там двойники мои верстами соляными Сопровождают здешний путь".

Попытка отыскать перспективу жизни на фоне идеальной перспективы аллеи упирается в идеальную решетку дождя: упирается взглядом. Не память, не надежда, а зрение определяет связующую ноту в "расстроенном звучании дней" - зрение, помноженное на слух, дает нам идеальную сетку дождя и аллеи, чей шум и шелест есть не что иное, как поэтический эквивалент шуршащего тетрадного листа. В поэзии Гандлевского именно это пространство есть одновременно и повод, и тема сочинения. "А что речи нужна позарез подоплека идей И нешуточный повод - так это тебя обманули", - отвечает поэт, предупреждая упреки в легкомыслии.

И здесь мы снова вспоминаем Брейгеля. Как и Гандлевский, он, казалось бы, подчеркнуто строг в выборе жанров - будь то батальные или бытовые сцены. Но даже самые героические персонажи его картин отодвигаются перспективой, пейзажем на второй план. На каждом полотне присутствует движение - армия Саула гибнет, Икар падает в море, пахарь пашет, а дети - играют. Но на фоне великолепного пейзажа трагизм гибели становится бессмысленным; пейзаж "тормозит" движение, создавая волшебное ощущение того самого "чернозема в крови", о котором пишет Гандлевский - спустя, как мы уже говорили, четыреста лет.

В стихах Гандлевского - при всем разнообразии сюжетных поворотов - движения как будто нет: есть некая вечная экспозиция, вечное торможение, какое бывает только во сне. Неустойчивость похмельного состояния, бессонницы или утраченных иллюзий равна неустойчивости сумерек во дворе, пейзажа Брейгеля:

Помнишь картину? Охотники лес покидают.
Жмутся собаки к ногам. Вечереет. Февраль.
Там в городишке и знать, вероятно, не знают
Всех приключений. Нам нравилась эта печаль.

И только всегда жесткий размер говорит о том, что автор контролирует ситуацию. Что, собственно, и делает автора - поэтом.

Подобного рода переживание неподвижного движения подсказывает Гандлевскому навязчивый образный эквивалент. Им - в той или иной степени - становится река: ее образ часто появляется в его стихах разных лет:

Поговорим, покурим, выпьем чаю.
Пора ложиться. Мне, наверняка,
Опять приснится хмурая, большая,
Наверное, великая река.

Или:

Значит, мы умираем и делу конец.
Просто Волга впадает в Каспийское море.
Всевозможные люди стоят у реки.
Это Волга впадает в Каспийское море.

В любом другом случае косноязычные повторы "наверняка - наверное" или рифма "море - море" будут резать слух: но поэзия Гандлевского рождается именно там, где косноязычная нерасторопность его поэтического словаря сталкивается со скорописью его впечатлений - жизни и памяти. Где-то здесь, надо думать, и находится ключ к пониманию того, что мы называем "поэзией Гандлевского": здесь, где поэтический язык начинает выяснять отношения с жизнью.

Как для всякого стихотворца, для Гандлевского это отношение имеет единственную пропорцию, которая в общих чертах представляется мне следующим образом: поэзия - как он ее понимает и переживает - есть своего рода территория внутри гораздо большего пространства жизни, и никакие языковые средства не позволят границу между ними переступить. Иными словами - пейзаж за окном всегда больше, чем то, что пишет о нем Гандлевский. Ему не удается навязать пейзажу свой поэтический язык: каждый раз, начиная стихотворение, он заранее расписывается в собственной неудаче. Изобретенными средствами, о которых мы уже говорили, он передает лишь мелодию: и она печальна, поскольку автор не верит в успех изначально. Она печальна, ибо всякий раз заставляет умирать его до того, что мы называем смертью в узком смысле:

После смерти я выйду за город, который люблю,
И, подняв к небу морду, рога запрокинув за плечи,
Одержимый печалью, в осенний простор протрублю
То, на что не хватило мне слов человеческой речи.

Занятно, что в то время, когда поэзия Гандлевского обретала собственные свойства - а их мы и пытались рассмотреть - Бродский утверждал свою "лингводицею": абсолютную первичность поэтического языка. И я полагаю, что данная оппозиция - Гандлевский и Бродский - имеет, помимо фигуральной, еще и глубокую онтологическую основу. Всякий поэт так или иначе решает в пространстве собственных стихов вопрос о соотношении языка и жизни. Гандлевский и Бродский оказались в паре потому, что сумели высказаться на этот счет достаточно полно. В 1981 году Бродский пишет: "Сорвись все звезды с небосвода, исчезни местность, все ж не оставлена свобода, чья дочь - словесность", но еще в 1979-м появляются строки Гандлевского: "Зазнайка-поэзия, спрячем тетрадь: Есть области мира, живые помимо Поэзии нашей, - и нам не понять, Не перевести хриплой речи Памира".

Зато собственную территорию Гандлевский знает превосходно. Город - от улицы Орджоникидзержинского до самых окраин стихотворной Йокнапатофы с ларьком в ее центре, где "чудовищная баба дает "Молдавского" прорабу" - это его город со своими законами. Он абсолютно изолирован от внешнего мира, и даже прораб, который, выпив "Молдавского", "над табором Советской власти Легко взмывает и летит", вряд ли видел оттуда, с высоты, что-либо, кроме городского "мусорного пейзажа".

"Есть в этом мусорном пейзаже Какой-то тягостный секрет" - написал как-то Гандлевский, и его поэзия в какой-то мере попытка этот секрет если не разгадать, то - передать, как смог Брейгель передать печальный секрет зимних сумерек. И, на мой взгляд, Гандлевскому это удается: он находит те единственные средства, которые нам эту "тягостность" сообщают - настолько живо, что начинаешь понимать тех, кто предпочел растащить Гандлевского на цитаты и афоризмы. Поскольку находиться в поле действия его стихов достаточно тяжело: они не дают ответа, сохраняя постоянное напряжение читателя. Они балансируют на грани, не переступая - и не отступая - от черты, за которой бывает или трагедия, или фарс. Их печальная энергия - потенциальна, в них - жуткая видимость покоя, который готов сорваться на крик в любую минуту - как сорвется через минуту с обрыва разоритель гнезд у Брейгеля, как начинают заваливаться - но еще не падают - слепые в его же "Притче". И только пейзаж скрашивает трагизм сюжета Питера Брейгеля - то есть, конечно же, Сергея Гандлевского. Но об этом я, кажется, уже говорил.


<<  21  22  23  24
   ISSN 1605-7333 © НП «Арион» 2001-2007
   Дизайн «Интернет Фабрика», разработка Com2b