  | 
									
									
									
									
 ПАНТЕОН №2, 2002 
Леон Тоом 
ЧЕЛОВЕК ИЗ 50-х  
Недавно исполнилось 80 лет со дня рождения Леона Валентиновича Тоома (1921—1969). 
 
В юности он был актером знаменитой студии Алексея Арбузова и Валентина Плучека. Во время войны студия стала фронтовым театром и выезжала со спектаклями в Среднюю Азию, в Полярное, на северный и центральный фронты. В те годы вместе с Леоном Тоомом во фронтовом театре работали Александр Галич и Леонид Агранович. 
  
В 1945-м его призвали в действующую армию, зачислили в эстонский стрелковый корпус. Так он впервые попал на родину предков, и она покорила его. С ней он связал свою дальнейшую профессиональную судьбу. 
 
Как и его мать, эмигрантка из Эстонии писательница Лидия Тоом, Леон стал переводчиком эстонской литературы на русский язык. Работал со всеми жанрами, но предпочитал поэзию. В начале 50-х он окончил Литературный институт им. Горького, был принят в Союз писателей. В годы “оттепели” в его переводе вышли первые книги эстонских поэтов. За двадцать лет литературной работы он перевел произведения более тридцати эстонских авторов — классиков и современников. 
 
Легко осваивал иностранные языки: переводил также французскую, немецкую, польскую, финскую, венгерскую, чешскую, словацкую, латышскую, литовскую, бельгийскую, итальянскую поэзию. 
  
Но о том, что он сам писал стихи, знали немногие. Он не читал их в компаниях, крайне редко публиковал. Единственный его поэтический сборник издали уже посмертно. 
 
Леон Тоом — одна из самых романтических фигур литературной Москвы 50—60-х годов. Человек блестящего ума и неотразимого обаяния. Великолепный спортсмен — отважный, рисковый. Немногословный собеседник, любимый всеми за проницательность и юмор. После 20-го съезда его острота “поздний Реабилитанс” облетела всю столицу. Друзья поэты посвящали ему прекрасные стихи. Одно из них принадлежит Давиду Самойлову:Прощай, мой добрый друг! 
Прощай, беспечный гений! 
Из всех твоих умений 
Остался дар разлук... Он погиб, упав из окна своей квартиры. Причины до сих пор не ясны. “Может быть, — напишет в воспоминаниях Самойлов, — Тоом своим глубоким умом раньше других прозревал тупики грядущего?” 
 
Леон Тоом был из тех литераторов, кто в трудное для страны время сохранил достоинство. Он заслужил, чтобы о нем помнили. 
Анна Тоом  
 
ЛЕОН ТООМ 
 
В ПОЕЗДЕ 
 
Как-то в поезде я ехал, 
было в нем пятнадцать окон: 
справа — семь и слева — восемь, — 
прямо выставка картин. 
 
А дорога проходила 
через лес и почему-то 
справа были — лишь березы, 
слева — ели и сосна. 
 
Солнце било прямо в крышу, 
и темно в вагоне было, 
но зато деревья ярко 
были все освещены. 
И мои пятнадцать окон 
все светились, как картины, 
что висели аккуратно 
в черных рамах на стене. 
 
Справа были лишь березы, 
слева — сосны лишь и ели, 
слева был могучий Шишкин, 
справа — только Левитан. 
 
В два ряда они висели — 
все отличные полотна. 
Старикам пришлось изрядно 
над картинами потеть. 
 
Это были их шедевры, 
первоклассные творенья, 
и картин ни до ни после 
лучше не было у них. 
 
Слева был могучий Шишкин, 
Левитан могучий — справа, 
слева было ровно восемь, 
справа было ровно семь. 
 
Я подумал: хорошо бы 
написать такую стенку — 
иль березы, или сосны — 
в самом деле хорошо! 
                       1952 
 
 
В ДОМЕ-МУЗЕЕ И.С.БАХА 
 
(из туристского блокнота) 
 
Прославлены и доблесть и геройство, 
а я хочу воспеть благоустройство 
средневековых маленьких земель,  
все эти Эрфурты и Эйзенахи, 
где так привольно расплодились Бахи 
и где на пасху пела карусель. 
 
В покоях, расположенных над хлевом, 
от клавесинов пахло теплым хлебом, 
который никогда не подгорал. 
Помилуй, Господи! Ведь клавесины — 
не просто сумма струн и древесины, 
а если так, тогда и хлеб — хорал. 
 
Наука хлеба и наука звука  
переходили к правнукам от внука, 
и если земли затевали спор 
о первородстве, то не футболисты 
решали этот спор, а органисты 
и две земли, сошедшихся в собор. 
 
Почетом и особыми правами 
платили органисту, и дровами, 
чтоб к службе не остыл среди зимы. 
А он платил приходу сыновьями, 
учеными своими соловьями, 
весьма изрядно певшими псалмы. 
                            Германия, Эйзенах 
                            1957 (?) 
 
 
. . . 
 
Шел снег. Он падал и белел. 
А комья черные чернели. 
А человек на снег смотрел 
и грустно думал: 
       — Неужели 
опять зима, и зябкий вздрог, 
и на лице снежинка, тая? 
И чей-то чудился упрек, 
и снисходительность чужая. 
                                 1951 
 
                        Публикация А.Тоом 
 
 
									
									 | 
									  |