  | 
									
									
									
									
 ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ №1, 2002 
Инна Лиснянская 
ВДАЛИ ОТ МОРЯ 
 
 
ЗАКАТ 
 
Ягода вышла — осталась у кустика 
Скука кювета. 
Музыка вышла — осталась акустика 
В сердце поэта. 
 
Ах, не горюй, мой товарищ единственный, 
Жизнь торовата — 
Красною ягодой в зелени лиственной — 
Солнце заката. 
 
Луч уходящий, что ягода дикая, 
Радостью пышет, — 
Это закат, в сердце медленно тикая, 
Музыку пишет. 
 
 
. . . 
 
Каких ты ждешь 
Вестей или подарков? 
Прошел и дождь, 
По-старчески прошаркав... 
И жизнь прошла 
Вполголоса, вполслуха... 
Метраж угла, 
Да времени краюха... 
 
 
ЗИМА 
 
Дыша недвижными ветрами, 
От ворожбы своей нема, 
Стоит стоймя в оконной раме 
Мучнисто-меловая тьма, — 
 
Ни звездной синьки на мольберте, 
Ни утреннего багреца. 
У этой дуры, как у смерти, 
Провалены черты лица. 
 
Ей ни к чему ни злость, ни жалость, 
Ни отворотное питье, 
Так отчего дыханье сжалось 
Не за себя, а за нее? 
 
Да неужели так же точно 
В той стародавней стороне 
Белей известки потолочной 
Стояла я в твоем окне? 
 
 
ПОСЛАНИЕ ФАЙЛУ 
 
Ах, дорогой мой Файл, рыжий мой новозеландец, 
У вас не погода, а вечнозеленый глянец, 
Рванул не за тем ли ты в теплую зону мира, 
Чтобы забыть, как в России зимою сиро? 
Бывший наш Федя, мне нравится твой характер, 
Легкий, как ветер. А у меня — что кратер, — 
Выбросит лаву и сделает пеплом критерий: 
Не горевать и не считать потери. 
Еще я живая. Лишь мертвые страха не имут. 
От страха я все наши беды пытаюсь свалить на климат. 
Как же наладить нормальную жизнь в отчизне, 
Если полжизни тьма и зима полжизни? 
А для убийств и краж чем не погодка? 
Так говорю, поскольку я патриотка. 
Так и пишу из холодной в теплую зону мира, 
Где ты не виршами занят, а варкой сыра. 
 
 
ГОЛОЛЕДИЦА 
 
Хранитель певчих сил и памятных примет, 
Носитель легких крыл и стоптанных штиблет, 
Ты так меня забыл, как будто меня нет 
Среди живых и мертвых. 
Но это не упрек, а оторопь на льду, 
Где, не жалея ног, как время я иду, 
В котором и самой себя я не найду 
Среди живых и мертвых. 
 
 
. . . 
 
В этом новом столетье зима, что тюрьма, — 
Ни заначки зерна — лишь снегов закрома, — 
       Мышиная жалость. 
Где веселья зерно? задержалась зима, 
Да и я на земле задержалась весьма, 
       Весьма задержалась. 
 
И в зиме задержалась, а реки бегут... 
       И в уме задержалась, а птицы поют, — 
       Кто звонко, кто хрипло... 
Наконец, отмотала я зиму, и тут 
К заоконью на несколько майский минут, 
       Очнувшись, прилипла. 
 
В емких лужах промеж огородных ухаб 
Неподвижно соитье фисташковых жаб — 
       Лишь ходят под горлом 
Голубые жабо... — Я подробностей раб, — 
Веет беличьей былью от елочных лап, 
       От рифм — протоколом. 
 
Мне б — свободный стишок! Но как будто бы мхом 
Обросла я, как пень, регулярным стихом. 
       А вот для японцев 
Хор лягушек милей соловьев над ручьем — 
Но об этом я вскользь... Просто третьим лучом 
       Пасхальное солнце 
 
Разморозило мысли — и мысли летят 
Мимо милых японцам квакушьих рулад 
       К родным виртуозам. 
Я в зиме задержалась, но в майском бору 
Под псалом соловьиный блаженно умру 
       В обнимку с морозом. 
 
 
. . . 
 
В лесу, где не бытует эхо, 
Где лето — как в зиме прореха — 
       Мой утлый дом. 
Собака лает, ветер дует, 
Мотыль порхает, хмель колдует, — 
       Всяк при своем. 
 
И в это лето гость случайный 
Не станет ни лучом, ни тайной 
       В моей судьбе. 
Ель цепенеет, реет птица, 
Пространство млеет, время мчится, — 
       Всяк по себе. 
 
И если вдуматься подробно, — 
Ничто друг другу не подобно: 
       Часы — ходьбе, 
Стрельба — грозе, прореха — лунке, 
Слеза — росе, ресница — струнке, 
       А я — тебе. 
 
 
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ 
 
Раз в году, но навещай мою могилку, — 
Два пиона вставь в литровую бутылку — 
 
(У меня от них не будет аллергии — 
После жизни ощущения другие.) — 
 
Может быть, душа под видом махаона 
Будет лакомиться пряностью пиона. 
 
Не забудь на камень бросить горсть пшеницы — 
Может быть, моя душа под видом птицы 
 
Поклюет зерно, попьет из лужи воду 
И споет тебе молитвенную оду. 
 
А в оградку вставь один иль два конверта, 
Может быть, моя душа под видом ветра 
 
Письмецо забросит в дом, раздвинув шторку: 
Не забудь еще про веник и ведерко... 
 
 
. . . 
 
Утро сегодня встало не с той ноги — 
Вот и стучит по коже отечных туч, 
Вот и заладил дождь, от его нудьги 
Вышел из строя птичий скрипичный ключ. 
 
Птицы умолкли, не слышно даже ворон. 
Но если вслушаться в однообразный звук, 
Можно услышать времени перегон 
В новое нечто, затеянное не вдруг. 
 
Новое нечто растет из явлений двух — 
Суши и неба. А над третьей средой, 
Море морщиня, Божий витает Дух, 
Как и витал над самой первой водой. 
 
Тут-то и слышится времени перегон 
В новый потоп на быстром нашем веку. 
Глупая мысль приходит к тем, кто умен, 
Что же приходит в голову дураку? 
 
Ну для чего мне вообще какой-либо ум, 
Если я вижу потопной воды круги? 
Под дождевой, почти барабанный шум 
Я безусловно встала не с той ноги. 
 
 
. . . 
 
Больше всего привлекает вода — 
Это усвоила раз навсегда 
Солоноватая память плода. 
 
Всякий раз кажется, в море входя, — 
Выйдешь на берег, как будто дитя 
Из материнского лона, хотя 
 
Знаешь отлично, что это прибой 
Вытолкнет душу из голубой 
Тьмы на песок, от ракушек рябой. 
 
Если к тому же у моря рожден, 
Водной утробой ты заворожен 
С первых шагов до своих похорон. 
 
Как же не плакать от моря вдали 
В пыльный подол сухопутной земли? 
Матерь, прапамять мою утоли! 
 
 
ЛЮБОВЬ 
 
Не в райском саду, а в хаосе 
Нашлось для меня дупло. 
В паучьем путаясь гарусе, 
Смотрю сквозь дождя стекло 
 
На лес и гнезда соседние, 
На твой оседлый уклад, 
Известия слышу последние, 
Как тысячу лет назад. 
 
Опять погибель предвещана, 
Как тысяча лет тому, 
Когда не птицей, а женщиной 
Была я в твоем дому... 
 
 
									
									 | 
									  |