| 
									
									
									
 МАСТЕРСКАЯ №3, 2006 
Александр Щуплов 
Это произведение Александр Щуплов (1949—2006) прислал в «Арион» незадолго до своей смерти. Оно не было включено в его последнюю книгу — вероятно, из-за своей «странности». А нас именно этим привлекло. В тот день, когда мы пытались дозвониться поэту, чтобы сказать, что стихи идут в номер, его увезли в больницу. Откуда он уже не вернулся.  
Из цикла «ДЕВЯТЬ НАБРОСКОВ СЦЕНАРИЕВ»  
1  
Мещанин Семен Иванович Солнышков... Все было тихо в твоей судьбе. Не вывихивал ты перстов в драчах с быковой пастушней в сенных покосах, не выдирал пчел по ночам, не выхватывал из графских ушей сереб-  
ряные серьги, не брал в постель к себе разбойничью женку Аксютку, не носил доспешков и кафтанов на ли- сьих душках и беличьих черевах, не воровал табакерок, на крышках которых кавалер учинял обманство над  
девой и оставлял ее в несносной печали. Не носил ты поколенных штанов, бирюзу в крапивняках в перстнях, не имел пристрастия к картам с красными задками, не путался с сильфидами из Императорских театров, укра-  
шенных тюлипами или нарцызами, не малевал ширмы для театра: гора, на ней девять девок лежат, у всякой флейта в руках... Не испытывал ты бездомствия в оте- чествиях и чужеземствиях и не таптывал палубы высо-  
кими сапогами из английской кожи. Не досталась тебе в жены воеводична в польских чулках, пахнущая аро- матическими притирками, заморской водой, литовским мылом. И гласированная семга пролетела  
вслед за вьюнами с фисташками над твоим столом с осиновой утятницей и кленовыми ложками... А был ты в рожу рус. Плосколик. Очи серы. Не слишком перемозоливал зубы своим мясом. Женился на девке  
Матренке, варежнице и рукавишнице, которая принесла тебе в дом одеяла стежные на зайцах да родила двух сыновей. Учил их арифметике и разучал пить дымный табак. Оплел двор плетнем, поставил ворота брусяные  
(пока не помазали их серой и смолою и не загорелись они воспалением сильным). Сбил липовые стулья гво- здями с репчатыми шляпками и расставил их по горничишкам. Лечился финиколевой водкой, не часто  
спускал бровей на очи, ходил в зверильнец, где слон имеет симпатию с собачкой, и был человеком умеренной в уме быстроты. А еще любил вечера, когда наступает удовольствие мыслей, и все пять чювств  
твоего тела — зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание — пребывают в отдыхе. Все было тихо в твоей судьбе, пока не захватило грудь жаром, стужа в желудке не наступила, доктор метал тебе кровь из мизинца  
левой руки. А потом умер ты. И лежишь ты на петрозаводском кладбище: «Здесь покоится прах мещанина Семена Ивановича Солнышкова...» Так начинается сценарий о запасных вариантах судьбы, в  
котором читателю преподносится полезное в форме приятного вымысла.  
2  
Да, я запомнил твоего отца, приехавшего ко мне в осенний день. Он был уставшим и уверенным, как начальник транспортного главка. Он был начальником транспортного главка. Мы вышли во двор. Ты плохо  
жил с молодой женой. Она работала в газете и обла- дала тихим голосом начальника. Мы вышли во двор. — Я читал твою книгу, — сказал отец. (Может быть, он сказал «Вашу»? Не помню, неважно: ска-зал.) Он  
спокойно объяснил мне, почему я плохо написал книгу. Я смотрел на свои домашние тапочки в клеточку, в которых вышел на улицу. Потом его посадили, потому что в его главке все воровали. Ты говорил мне о его  
честности. Я верил тебе. Твой отец был честным человеком. Результат ошибки, клеветы, навета... Он да- же не пользовался служебной машиной. Ему дали срок. Признали виновным. Я уже забыл его лицо. Я пом-  
ню, как мы вышли во двор. Мои домашние тапочки черпали песок. Я слушал и понимал, почему не умею писать хорошие книги... Так мог бы начинаться сценарий о твоем отце.  
3  
Боже мой! Земля под ногтями, и руки в пергаментной коже, и шляпки — одна с древней булавкой на отворо- те, похожей на отвертку из детского конструктора, и с немыслимым хвостиком — другая. И слезящиеся глаза,  
неподвижные, тихие, разучающие видеть... Золушки двадцатых годов возвращаются в пригородной электричке. Копошатся в сумках, щупают тающее мороженое, и перекошенные рты у них одинаковы  
— и у шляпки с отверткой на отвороте, и у шляпки с немыслимым хвостиком сбоку. Седые волосы разлетелись с разнузданным изяществом старости, и желтые листья за окном попадаются на глаза им и  
улетают бронзовыми. Так можно начать или закончить сценарий о тружениках железнодорожного транспорта, призывающих в интервалах между объявлениями остановок уступать места пожилым пассажирам.  
4  
Какой-то ученый вводил паукам в их паучиные же- лудки коньяк, чай, водку и прочие напитки ощути- тельного действия. Следом он наблюдал, что плетут ополоумевшие насекомые: от чая паутина получалась  
ажурной, от водки — с дырами... Вот накормить-напоить ползунков многоножек нитратными плодами наших колхозных полей, сливками с разными сальмонеллами... Что сплетете, ползунки-многоножки? Или эрмитажную  
шпалеру «Юноши, бросающие зерна голубям и розы свиньям»? Или контуры озонной дыры нашей? Или стихи выткать сумеете с плохой рифмой «колбаса — луноход»?.. — Врешь, — слышу, — на колбасу плохой  
рифмы нету! Нету...
  
 
 
									
									 |