  | 
									
									
									
									
 ПАНТЕОН №3, 2002 
Юрий Коринец 
ИЗ-ПОД СПУДА  
Несколько слов о биографии Юрия Коринца. 
 
Его отец, Иосиф Коринец, из терских казаков, родился в Тифлисе. Заботами князя Шервашидзе был отправлен в Германию получать юридическое образование, там он познакомился с Эммой Нагель, будущей матерью Юрия. Во время Первой мировой вступил в большевистскую партию. После революции был на дипломатической работе. В 1923-м у Иосифа и Эммы родился сын Юрий. В 1937-м Иосифа арестовали и расстреляли. Эмма была переводчицей, переводила на немецкий советскую поэзию. В 1941 г. она просила отправить ее переводчицей на фронт. Ее арестовали, и через месяц она умерла в тюрьме. Часть, в которой воевал Юрий, была разгромлена. Он пришел пешком в Москву  и оказался свидетелем того, как его мать уводили чекисты. Бросился ее вызволять, был арестован и отправлен в ссылку в Караганду, где пробыл 10 лет. 
 
Среди поэтов и прозаиков, с которыми он дружил, став писателем, — а он дружил с замечательными мастерами, — не было, кажется, никого, кто писал бы в угоду советской власти. В те времена многие, упершись лбом в идеологическую стену, искали укрытия в детской литературе и в переводе. Так поступал и Коринец — он писал детские стихи. Хорошие. Но мне кажется, он не был органическим детским поэтом и не мог удовлетвориться этой вынужденной ролью: для детей надо писать смешно, а он по складу своему был скорее предрасположен к трагическому — вспомним “Стихи о вшах” или “Старух”. 
 
О “Старухах” у нас с ним был интересный разговор. Он мне как-то сказал: “Некоторые не одобряют моих стихов о старухах. Зачем, говорят, ты о них пишешь: они такие противные!” А стихи эти, надо сказать, мне очень нравились: такие трагические и монументальные — вот если б кто-то смог воздвигнуть в бронзе подобный памятник старухам, на которых немало времени держалась страна! И я бросился защищать “Старух”, пытаясь выразиться поубедительнее и подыскивая слова. Но Коринец перебил меня, словно поясняя мне мои же мысли: “Они правы в низшем смысле, а в высшем — прав я!” Такая лапидарность была в его стиле — и не только в стихах. 
  
...Но однажды утром, с похмелья, он пришел ко мне, попросил немного водки и, опохмелившись, стал читать стихи — откровенно продажные. Спрашиваю: “Зачем написал?” Отвечает: “Денег, старик, хочу больше иметь!” Тогда я спрашиваю: “А зачем мне их прочел?” На это он ничего не ответил.  
 
Не помню, когда именно он закусил удила и бросился зарабатывать “красные деньги”. Передо мной его двухтомник “Избранного”, изданный в 1982-м, — тяжело читать. 
 
Правда, есть и в двухтомнике коротенькая повесть “Самая умная лошадь”, талантливая и чистая. Судя по ней, по фрагментам из других повестей и публикуемым ниже стихам можно догадываться о том, что похоронил в своей душе Юрий Коринец. 
 
Юрий Вронский  
 
 
ЮРИЙ КОРИНЕЦ 
 
СТИХИ О ВШАХ 
 
Я жил тогда в далеком Казахстане, 
Был спецпереселенцем на колхозном стане, 
И были у меня свои заботы: 
Как убежать от вшей, не от работы. 
 
Я одиноким быть, я голым быть старался, 
И убегал к реке, и раздевался: 
 
я снимал с себя овчинный полушубок без рукавов, брезентовые 
штаны и валенки — больше на мне не было ничего — 
 
А дело было осенью, в то время, 
Когда мне солнце еле грело темя, 
И то на солнцепеке, в тишине, 
Под кустиками, где теплей вдвойне. 
Тут человеком был я! 
Все с себя срывал, 
И вас я — вши мои — не забывал: 
 
Я мстил вам, вши, 
Я мстил вам от души, 
Я помнил, как друзья мои лежали, 
Когда вы их в могилу провожали: 
 
Как в волосы запархивал снежок 
И покрывал разлуку белой тенью, 
И собирались вши на лбу в кружок, 
Иль в звездочку — смотря по настроенью. 
                                                   
                                                 1962 
 
 
ЦАРЬ-БАБА 
 
У самого белого моря 
Избушка стоит на угоре. 
 
В избушке — печальное дело! — 
Растет на полатях трава. 
Царь-баба — румяное тело — 
Лежит ни жива ни мертва. 
 
Подмышки ей муха щекочет. 
Берет ее каждый, кто хочет — 
Хотя бы незваный татарин — 
Кто в избу взойдет, тот и барин. 
 
Взойдет, заведет непонятную речь. 
И выпьет поллитра. И лезет на печь. 
 
Чуть слышно тайга за стеною аукает. 
Гость пьяными ласками 
Бабу баюкает. 
 
А в северном небе 
Созвездье 
Готовит Царь-бабе 
Возмездье. 
 
И так у Царь-бабы 
Который-то год 
Родится в избе 
За уродом урод: 
Слепой, и горбатый, 
И глухонемой, 
То двадцать девятый, 
То тридцать седьмой... 
 
Хоть раз бы родился 
Веселый да бравый: 
То выйдет слюнявый, 
То выйдет гунявый, 
Но страшно не это — 
Другое гнетет: 
На солнце как выползет — 
Сразу помрет! 
 
И ходят по берегу толки — 
Вздыхают медведи и волки. 
 
Лисицы, свернувшись в колечки, 
Печально лежат на крылечке. 
 
А семга, немая от горя, 
Выбрасывается из моря... 
                                                    1964—1965 
 
 
СОРОКОНОЖКА 
 
Живая очередь — 
Сороконожка — 
Помножена на сорок сороков, 
Вдоль хилых тeлец 
Лавок и ларьков, 
По кочкам и камням перебирая, 
Ползешь ты, все на свете пожирая: 
Хлеб и крупу, 
Картошку и мечты, 
Места на кладбищах, 
Газетные листы, 
Квартиры, 
Холодильники, 
Любовь, 
Сама себя — 
Свою же плоть и кровь! 
 
О пожирательница снов и ситца, 
Я сам твоя двуногая частица, 
Прекрасная частица 
Безобразья, 
Я жадный взгляд его тысячеглазья! 
 
Я вижу, как по выбитой дорожке 
Всю жизнь мою ползут сороконожки, 
Как мать моя, страна очередей, — 
Прекрасная, суровая, седая — 
К своим голодным детям припадая, 
Не в силах оторвать их от грудей. 
                                                           1964 
 
 
СТАРУХИ 
 
Не в дни торжеств — 
В дни бед народных — 
Стоят старухи 
В подворотнях, 
На улицах 
И на базарах, 
В платочках новых, 
В шляпках старых, 
Неистребимые, 
Живые, 
Они стоят, 
Как часовые, 
Стоят, 
Как сморщенные гномы, 
Как бы волшебники дотошные, 
Собой заполнив гастрономы, 
И булочные, 
И молочные. 
 
О вы, мои первопечальные, 
Седые бабушки тотальные, 
Сухие корни обнаженные, 
Ростками внуков окруженные! 
 
Когда приемы и парады — 
Вы в кухне, скинувши наряды. 
Зато, когда беда и горе — 
Все заполняете, как море! 
 
Вы как трава — но только в инее. 
С губами — точно небо синее. 
Вы как бесстрашные слова, 
Как жизнь — которая права — 
 
Сто лет живете — и не падаете, 
Своей живучестию радуете, 
А если падаете — радуете 
Тем, 
Как вы молчаливо падаете: 
 
Ни честь свою, 
Ни геркулес 
В картонных пачках 
Не уроните. 
 
Идете, как оживший лес, 
Как будто Сталина хороните. 
                            
                                   1962 
 
 
                                                            Публикация Натальи Коринец 
 
 
									
									 | 
									  |